«Любовью подымаются волны,

Заботой раскрывается сердце,

Когда добротою и нежностью полны,

Глаза, что являются ключиком к дверце.

К замку, от преград и страха

К свободе мечты и полета,

К радости первого взмаха

На высоту удачи и взлета»

 

Александра Пармон (автор эссе).

Эссе «Колодец знаний»

«Спасибо за то, что учили меня, вы лучший педагог, которого я знала», - как – то в беседе говорила моя ученица. Ради этих слов хочется творить и профессионально развиваться.

 

Педагог-вдохновитель, лидер, какой он?

 

Важность и актуальность данной темы велика. В прогрессе развития человечества главенствующая роль всегда отводилась воспитанию, передаче опыта, знаний, умений последующему поколению. Так на протяжении веков человечество накапливало знания, формируя целую научную систему, духовные ценности, бесценный практический опыт.

 

Воспитание начинается еще с рождения. Каждый родитель закладывает нравственность, ценности, образ мышления, мировосприятие в своего ребенка, формируя день за днем его понимание окружающего. По сути, первые педагоги – это наши родители, все наше ближнее окружение. Подрастая, на нас влияет атмосфера детского сада, школы, а далее университета, работы. Иногда хорошими педагогами становятся наши близкие люди, друзья. В тоже время и мы являемся педагогами для кого-то другого, так происходит взаимообмен. И это идеальная система, способная существовать, развиваться, удовлетворяя потребности каждого, и, как уже было отмечено выше, двигая человечество и каждого из нас. Я считаю, что все понимают важность этого глобального процесса эволюции, но не каждый хочет нести ответственность за свою жизнь и жизни близких людей. Это происходит в силу разных причин. Во-первых, недостаточно воспитания, данного в детстве, во-вторых, у всех разные интеллектуальные способности, в-третьих само окружение может формировать неустойчивое отношение к миру и искаженное понимание окружающих вещей. Когда человек, имеющий профессию педагога, либо ответственность, как родитель, не выполняет с должным вниманием и отдачей свои обязанности, это ведет к сбою всей эволюции. И я не преувеличиваю, ответственность лежит на каждом из нас.

 

Надеюсь, что полученный и накопленный мной опыт, как теоретический, так и практический, позволит правильно смотреть на обучающий и воспитательный процесс. Данный опыт формировался долгие годы, благодаря родителям, родственникам, близким людям, замечательным педагогам, начиная со школы. Своим примером эти люди вдохновляли, поддерживали интерес, формировали правильное понимание. Теперь я стою на их месте и пытаюсь сделать все, что в моих силах для передачи накопленного.

 

Всегда есть тонкости в любом процессе. Индивидуальность ребенка, его способности, данные ему от природы могут менять подход в подборе методов преподавания. Кого-то нужно постоянно подталкивать, поддерживать, каждый шаг ученика делается с трудом. А некоторым даже рассказывать ничего не нужно, они сами способны прогрессировать. Это мудрость педагога, видеть в учениках личность, индивидуальность. Не правильно подбирать для всех одну систему преподавания. Из истории педагогики в дидактических принципах К.Д. Ушинского находим «принцип посильности и доступности», а у Я. А. Коменского «принцип природосообразности». Это важные аспекты в педагогическом процессе. Все остальные правила, по моему мнению, должны рассматриваться через призму понимания индивидуальности ученика. Каждому необходим индивидуальный подход в общении, в грамотной подаче материала. Ученик как глубокий колодец, который учитель стремится заполнить знаниями, сформировать определенные навыки, только вот размер у всех разный, разная глубина, материал, прочность. Педагог – заботливый водоем, беспрерывно дающий, наполняющий, мягко, плавно, постепенно. Кому-то воду больше с окисью хрома, кому-то больше кальция, кому-то магния, а кому-то все сразу.

 

В нашей стране мы можем наблюдать сильное отличие между частными студиями и государственными учреждениями образования. К сожалению, в частных студиях, как правило, лучше материальная база, необходимая для реализации множества учебных проектов. И в то же время педагогам дано больше свободы и возможностей для реализации самых креативных подходов к обучающему процессу. На данный момент существует огромное количество новых научных разработок в педагогике. Есть масса международных спонсированных проектов по развитию нетрадиционных методов обучения. В том числе и в Беларуси, например, «Равный равному» в ЮНЕСКО. Я посещала некоторые из них. Главное, что хотят донести до нас, это включение в обучающий процесс интерактивных методов и перенесение главной роли на ученика от учителя, формирующую в нем лидерство, активность и ответственность. Старые методы требуют перезагрузки, внесения новшеств. Многие европейские научные эксперименты по изучению мозга, нервной системы показывают нам физиологические возможности человека по восприятию и усвоению информации. Например, в изобразительном искусстве, это разработки Эдвардс, Иттена, Арнхейма. Они произвели фурор в педагогике живописи и рисунка. Эти фамилии, как и множество других, должны быть включены в современное образование. Каждый педагог помимо своей творческой деятельности и профессионального развития должен перенимать и педагогический опыт художников. Например, издания Пауля Клее «Педагогические зарисовки», Кандинского «Духовное в искусстве», методика Чистякова и многих других. Также необходимо стажироваться в других странах. Научный подход необходим, как для развития личности педагога, так и для подбора средств и методов передачи знаний. Даже в академиях искусств стараются пользоваться современными методами обучения, например, метод взаимосвязей А.П. Зайцева.

 

Педагогика определяется как наука о воспитании. Педагог – это опора для ученика, личный пример. Пример самоотдачи, идейности, преданности делу. Огромная любовь к своей деятельности передается как вирус. Зараженность идеей, харизма способна зажечь даже самые маленькие огоньки. Погруженность в процесс своего дела мотивирует учеников к саморазвитию, желанию сделать больше заданного, желание быть лучшим. Главное в деле- это процесс, любовь к процессу дарит восхитительные плоды. Несмотря на хорошие или плохие результаты, ученик увлеченно двигается дальше к главной цели совершенства в искусстве. Когда для него самым высшим словом в жизни становится слово «красота». Эта красота будет во всем, в образе жизни, в душе, в любой деятельности. Занятие творчеством преображает все в деятельности человека, все его восприятие жизни, себя, окружения. Это связано и с физиологической причиной развития правого полушария и с духовной, как видение прекрасного вокруг и умение отличать безобразное от высокого, воспитывая эстетическое восприятие.

 

Педагог – это скала сформированных теорий, осознаний, восприятия, опыта. Развитая личность, способная и стремящаяся к постоянному развитию. Поэтому педагог сам всегда учится, познает, движется. Нет момента, когда он может остановиться, передохнуть. Вокруг все меняется, он сильный, он должен это понимать, чувствовать и меняться сам. Тогда не будет остановки в передаче. Профессионал – это тот, кто постоянно развивается, получая не только практический ежедневный опыт, но и теоретический. Это может быть изучение не только профессиональной сферы, но и смежных, которых для художника бесчисленное множество. Развитие не должно знать границ. А главной мотивацией служит любовь, преданность и полная погруженность в дело. Также для педагога прекрасными учителями являются сами учащиеся. Какую бездну новшеств он может почерпнуть от них! Они проводники современных тенденций к нему. Это замечательная возможность черпать информацию о происходящем вокруг от них. Ни в коем случае нельзя ставить преграду в общении, никаких стереотипов и границ. Прямая, искренняя дружба, живой обмен. Это важное незаменимое правило взаимной передачи. Любовь к педагогу также является хорошей мотивацией к развитию для ученика. А такого педагога, который будет иметь все те качества, перечисленные выше, ученики будут любить, уважать, ценить, благодарить и всегда помнить.

 

Преподаватель – гора, учитель с харизмой готов зажечь любое детское сердце. И никакие условия ему не помешают в этом. Любая среда будет только способствовать к достижению главных целей: творческого результата юных гениев. Их личного наивысшего результата.

 

© Пармон Александра Петровна

Педагог и основатель арт – студии «Алмира».

ЭССЕ "КОЛОДЕЦ ЗНАНИЙ"